Уральский рабочий, Екатеринбург,
23 ноября 2010 г.
Пациент всегда прав, но…
778 просмотров
Недовольство «людьми в белых халатах» у тех, кого они лечат, вспыхивает довольно часто. Больные люди далеко не всегда могут попасть на прием к врачу, они страдают от некомпетентности докторов. Однако отнюдь не все пострадавшие от рук эскулапов отваживаются затевать судебные тяжбы. Какие права есть у пациентов, и как за них бороться? Что делать, если вас плохо лечат или вы не можете получить льготное лекарство?
На эти и другие насущные вопросы в течение полутора часов отвечали по «горячему телефону» в редакции нашей газеты специалисты Свердловского регионального отделения Ассоциации юристов России и Ассоциации региональных медицинских страховщиков «Территория» Елена Пестова и Максим Стародубцев.
— Добрый день, хочу пожаловаться вам на врача. В нашей поликлинике долгое время не было окулиста, потом он появился, и я пошел на комиссию, чтобы получить водительские права. И этот доктор так мне голову заморочил и в конце концов заявил, что меня надо лишить права управлять автомобилем. Я отправился в другую поликлинику и с ходу прошел медосмотр. Как все это называется, по-вашему?
М.С: — Если вы хотите пожаловаться на врача, который провел осмотр некомпетентно, вам нужно обратиться с письменным заявлением в страховую компанию, которая выдала вам полис обязательного медицинского страхования. В их обязанность входит защищать права пациентов и контролировать работу медицинских учреждений.
— Врач в поликлинике дал мне направление на консультацию в специализированную клинику. Однако там, чтобы попасть на прием к специалисту, нужно ждать два месяца. Но я не могу так долго ждать, ведь болезнь прогрессирует. Что мне делать?
М.С: — Вам необходимо обратиться в страховую медицинскую компанию с жалобой. Укажите в ней, что нарушаются ваши права на срочность и своевременность оказания медицинской помощи. Вам просто обязаны помочь.
— Я являюсь инвалидом второй группы, наблюдаюсь у психиатра. И постоянно сталкиваюсь вот с какой проблемой. Из-за болезни мне приходится принимать препараты, которые оказывают побочные действия — страдают печень, желудок. Периодически я нуждаюсь в терапевтическом лечении, однако стоит вызвать «скорую» или обратиться в поликлинику, как меня отправляют в психиатрическую лечебницу.
М.С: — Проблема в том, что психиатрия не входит в компетенцию страховой медицины, поэтому если вы считаете, что вас направляют на лечение без достаточных к тому оснований, надо жаловаться в областной Минздрав. Если же вы нуждаетесь в терапевтическом лечении, но вам его не предоставляют, вы можете пожаловаться в свою страховую компанию.
— Посоветуйте, пожалуйста, как мне поступить. У меня целый букет болезней, по закону мне положены бесплатные лекарства, и я не отказываюсь от соцпакета, потому что медицинские препараты, которые мне назначают, очень дорогие. Но проблема в том, что в аптеке часто отсутствуют выписанные лекарства.
Е. П.: — Если аптека не обеспечивает вас препаратами, которые назначил в установленном порядке врач, вы можете обратиться с жалобой в страховую компанию, которая выдала вам полис обязательного медицинского страхования. Поверьте, у них есть механизмы воздействия на фармацевтов. У нас имеются прецедентные судебные решения по искам больных, которых аптеки не обеспечивают необходимыми медицинскими препаратами в рамках программы дополнительного лекарственного обеспечения.
— Я слушал по радио передачу, в которой доктор рассказывал о лечении глазных болезней и сообщал телефон, по которому надо звонить. У меня катаракта, эта проблема меня волнует. Я позвонил, мне ответила Ирина Викторовна, она объяснила, что в течение пяти лет можно не делать операцию по удалению катаракты, если я куплю у нее капсулы и буду их принимать. Купил лекарство, но оно не помогло, только хуже со зрением стало.
М. С.: — К сожалению, мошенников, которые паразитируют на проблемах больных людей, много. Запомните на будущее: нельзя покупать препараты, не посоветовавшись с лечащим врачом, да к тому же не в аптеке. В лучшем случае вы только зря выбросите деньги, в худшем — навредите своему здоровью, запустите болезнь. Если вы хотите наказать мошенников и попытаться вернуть потраченные деньги, вам нужно обратиться с заявлением в милицию или в свою страховую медицинскую компанию — ту, что выдала вам полис. Подробно изложите в заявлении, когда и откуда вы узнали про препарат, укажите телефон, по которому звонили, приложите упаковку от препарата.
— У меня два года назад произошла трагедия. Муж обратился в больницу, ему поставили диагноз остеохондроз, а вечером того же дня он умер от инфаркта. Я обратилась в суд. Суд вынес решение взыскать с клиники 150 тысяч рублей, но ответчик это решение обжаловал, и скоро предстоит новое разбирательство.
М. С: — Вы обращались за помощью в страховую компанию?
— Да. Там нам дали заключение, и в суде представитель страховой компании выступал третьим лицом. Но практически она, этот представитель, мало что сделала, на последнее заседание и вовсе не явилась, мне самой пришлось отстаивать свои права. Я хотела бы узнать, можно ли в вашей ассоциации проконсультироваться и сколько это будет стоить?
М. С.: — Консультации даются бесплатно, поскольку мы действуем в рамках обязательного медицинского страхования. Запишите, пожалуйста, телефон. Нужно будет позвонить, договориться о встрече, показать документы, которые у вас имеются. Конечно, сумма возмещения вреда, которую вы назвали, невелика и, возможно, страховщики сработали непрофессионально.
— У сына выпала пломба из зуба. Ему только-только исполнилось 18 лет, и в детской поликлинике уже не принимают, а во взрослой — лечение платное. Но ведь кариес должны лечить бесплатно…
Е. П.: — Вам нужно подать письменную жалобу в страховую компанию. Укажите в своем заявлении, что вас заставляют оплатить услуги, которые должны предоставляться бесплатно. Причем важно иметь в виду, что по качеству бесплатные стоматологические услуги не должны быть хуже платных, просто расходные материалы, пломбы используются разные.
— Беда в том, что теория расходится с практикой. Я и сама, когда лечила зубы, за все платила… А взять моих родителей. Они живут в сельской местности, там действует общеврачебная практика. В областной больнице назначили лечение — капельницы, и за то, чтобы их ставить, в сельском пункте требуют деньги.
Е. П.: — Все, о чем вы рассказываете, является грубейшим нарушением. И если вы не будете жаловаться, отстаивать свои права, с вас и ваших родителей будут брать деньги. Обратитесь в страховую компанию, там разберутся с вашей жалобой.
— Мы пожалуемся, а как потом родителям идти к врачам? С ними вообще не захотят разговаривать, откажутся помогать.
Е. П.: — Исправить ситуацию в здравоохранении можно только общими усилиями. Если пациенты молчат — значит, создается впечатление, что их все устраивает. Как показывает наша практика, к пациентам, знающим свои права и умеющим их отстаивать, в медицинских учреждениях относятся гораздо внимательнее, чем к «терпеливым молчунам».
— В нашей поликлинике, чтобы попасть на прием к специалисту, нужно встать рано утром, занять очередь. Люди приходят в шесть утра, стоят на улице, на ветру и холоде перед запертыми дверями здания. Неужели нельзя как-то решить этот вопрос?
М. С: — Напишите коллективную жалобу главному врачу больницы, а копию направьте в свою страховую компанию. Пока пациенты будут мириться с подобными порядками, молча стоять в очереди, вместо того чтобы отстаивать свои права, ситуация не изменится. Поймите, пока нет письменного заявления, у контролирующих и надзорных органов нет повода вмешаться, начать проверку
— Я — федеральный льготник. Врач выписала мне рецепт на бесплатное лекарство, но его в аптеке не было, и мне предложили купить аналог. Я приняла таблетку, и мне стало плохо, голова сильно закружилась. Пить этот препарат и дальше я побоялась, но я ведь заплатила 316 рублей. Что теперь делать?
Е. П.: — Вы напрасно покупали лекарство, если имеете право на бесплатное лекарственное обеспечение. Боюсь, что вам не удастся вернуть деньги, которые вы потратили на таблетки. В следующий раз будьте осмотрительнее. Если в аптеке говорят, что у них нет нужного вам лекарства, обращайтесь в свою страховую компанию с жалобой на аптечных работников.
Резюме
После того как по «горячему телефону» позвонил последний человек, задал свой вопрос и получил ответ, мы решили проанализировать состоявшийся заочный диалог. Общее впечатление осталось гнетущее: люди, сталкиваясь с различными беспорядками в медицине, чаще всего опускают руки и не пользуются своим правом жаловаться либо жалуются бестолково.
— Пациентам нужно четко уяснить, — подчеркивает Максим Стародубцев, — что без письменной жалобы никто заниматься проверками не будет. Поэтому если вам отказали в приеме, если вас плохо лечили, вы должны обжаловать эти действия в страховую компанию, которая выдала вам полис. Причем жалоба должна быть письменной, а не устной. Письменную жалобу страховщики обязаны проверить, на нее они должны дать ответ, а устная жалоба, как говорится, в одно ухо влетела, в другое вылетела.
— Но строчить жалобы — это очень долгий путь. Пока она дойдет, пока с ней разберутся, пока пришлют ответ… А мне лечение необходимо сегодня. Есть ли более оперативный способ воздействовать на медиков? Допустим, меня не записывают на прием к врачу…
— В каждой страховой медицинской компании, — объясняет Елена Пестова, — есть служба по защите прав застрахованных лиц: специалисты дежурят у телефона, они обязаны принять любую претензию, могут тут же связаться с администрацией медицинского учреждения и решить вопрос. Максим Стародубцев во время нашей беседы особенно упирал на то, что жалобы граждан помогают выявить слабые места в медицинском обслуживании. И привел такой пример:
— Один из жителей области пожаловался на то, что очень долго тянется очередь на операцию в институте травматологии. Мы сделали запрос, и выяснилось, что в других регионах гораздо больше квот выделяется, чем в нашем. Мы собираемся настаивать на увеличении финансирования программы по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи.
— Недавно на сайте Минздрава РФ опубликованы сведения о количестве квот по оказанию высокотехнологичной помощи, — добавляет Елена Пестова. — Их очень мало. А ведь объем этой помощи федеральное ведомство формирует на основании заявки, которую подает областное министерство здравоохранения, сами медицинские учреждения, оказывающие специализированную помощь. На наш взгляд, региональным Минздравом при формировании заявок не учитываются реальные потребности населения в высокотехнологичной помощи, что приводит затем к ущемлению прав граждан.
— К сожалению, зависимость тут прямая: чем хуже бесплатная медицинская помощь и чем ее меньше, тем больше людей будут лечиться платно, — резюмирует Максим Стародубцев.
Татьяна БУРОВА
Вся пресса за 23 ноября 2010 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Обязательное медицинское страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
29 ноября 2024 г.
|
|
Аргументы и факты, 29 ноября 2024 г.
В Китае начали предлагать страховку на случай смерти из-за переработок
|
|
Report.Az, Баку, 29 ноября 2024 г.
Фонд аграрного страхования Азербайджана подвел итоги 10 месяцев
|
|
Медвестник, 29 ноября 2024 г.
Верховный суд разобрался со спорными делами в системе ОМС
|
|
За рулем, 29 ноября 2024 г.
В России хотят поменять правила компенсационных выплат по ОСАГО
|
|
Белфинанс, ИА, Белгород, 29 ноября 2024 г.
Евгений Уфимцев назвал три вектора борьбы с мошенничеством
|
|
ПРАЙМ, 29 ноября 2024 г.
Банк России отметил сокращение чистой прибыли страховщиков
|
|
Ставропольская правда, 29 ноября 2024 г.
Аграрии Ставрополья получили выплаты по страховым контрактам в сфере растениеводства
|
|
Тренд, Баку, 29 ноября 2024 г.
В Азербайджане аптечные организации смогут участвовать в ОМС
|
|
Дума ТВ, 29 ноября 2024 г.
Кирьянов предложил ввести обязательное страхование для маркетплейсов ради защиты прав потребителей
|
|
it-world.ru, 29 ноября 2024 г.
Персонализация на практике: как данные помогают банкам и страховщикам строить отношения с клиентами
|
|
АвтоВзгляд, 29 ноября 2024 г.
За ДТП, случившееся по вине водителей без ОСАГО, заставят платить страховщиков
|
|
Финмаркет, 29 ноября 2024 г.
Премии страховщиков ОСАГО за 10 месяцев выросли на 2,5%, выплаты - на 13,5% - РСА
|
|
Report.Az, Баку, 29 ноября 2024 г.
Парламент одобрил в III чтении включение лекарственных препаратов для амбулаторного лечения в ОМС
|
|
Агробизнес, 29 ноября 2024 г.
Госдума работа над поправками в закон о сельхозстраховании
|
|
Интерфакс, 29 ноября 2024 г.
Трое жителей Мордовии осуждены условно за попытку мошенничества со страховкой
|
|
Тренд, Баку, 29 ноября 2024 г.
В Азербайджане при наступлении страхового случая могут быть предоставлены сведения, составляющие врачебную тайну
|
|
Вестник Мордовии, Саранск, 29 ноября 2024 г.
В Мордовии вынесен приговор по делу о попытке мошенничества на 2,5 млн рублей
|
 Остальные материалы за 29 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|